Продавец — лицо, выступающее посредником между производителем товара и покупателем. В самых общих чертах задача продавца состоит в том, чтобы предоставить покупателю необходимый ему товар, и получить за этот товар деньги.
Специализация продавца определяется видом товаров, с которыми он работает. Среди продовольственных товаров выделяют мясную и рыбную продукцию, бакалею, кондитерские и кулинарные изделия, овощи и фрукты. Промышленные товары включают в себя более двух десятков разновидностей.
История профессии: Торговля как явление возникла ещё при племенном строе, и вначале имела вид натурального обмена: один вид товара обменивался на другой. Деньги как эквивалент товаров появились несколько позже. Одним из важных этапов развития торговли было появление купцов, которые путешествовали по разным городам и странам, доставляя редкие и необычные товары и способствуя развитию разных наук и дипломатических отношений. Именно купцы первыми начали учитывать товар и классифицировать его.
Развитию торговли поспособствовало изобретение скоростных видов транспорта, позволивших ускорить доставку товаров даже в самые отдалённые уголки земного шара в десятки и сотни раз.

В программе обучения:

Корпоративная этика и культура.  Продавцы должны четко понимать, что делать можно, а что нельзя, как правильно себя вести внутри компании и за ее пределами. Важно понимать, что продавец во внешнем мире представляет не себя, а компанию. К подобным этическим и культурным стандартам относятся, например, дресс-код, нормы поведения и взаимоотношений с коллегами и руководством, этика взаимоотношений с клиентами и деловыми партнерами и так далее
Корпоративная структура Сотрудник должен иметь четкое представление, где находится его «территория», как он «встроен» в свой отдел и в компанию в целом, с кем и в каких случаях он будет соприкасаться вне своего отдела. Общая картина структуры компании помогает также осознанию того, что сотрудник является важной частью механизма компании, что качество его работы влияет на работу других отделов, и наоборот.
Обучение по продукту.   Когда продавец, не владея достаточными знаниями о своем продукте, пытается убедить в качестве товара покупателя, более знающего о товаре, чем сам продавец, это выглядит непрофессионально, смешно. А что хуже всего, такой неподготовленный продавец сигнализирует покупателю не о своей личной некомпетентности, а о непрофессионализме всей компании.
Маркетинговая подготовка  В этом разделе необходимо дать четкое понимание об окружающем компанию мире. Вот только некоторые аспекты, требующие освещения в процессе подготовки продавцов:

  • что собой представляет рынок по данному товару, спрос и предложение, ценовые сегменты рынка, сезонность спроса и так далее;
  • позиционирование товара на рынке;
  • товары-конкуренты — их плюсы и минусы;
  • компании-конкуренты — их сильные и слабые стороны.

Эту часть обучения продавцу крайне необходима для ведения переговоров с клиентами, особенно с теми, которые давно на рынке. 
Работа с каталогами, прайс-листами. Ценообразование и система скидок  в продажах часто бывают случаи, когда клиент запрашивает цену на товар не из стандартного прайс-листа. И вот здесь продавец должен уметь исхитриться и оперативно найти требуемую техническую информацию и цену.
Логистическая подготовка .Не лишним будет знать продавцу о том, как товар приезжает на склад и что с ним происходит с момента производства и до момента отгрузки клиенту:

  • срок поставки
  • как упаковывается товар;
  • как загружается и разгружается;
  • сколько товара на паллете;
  • сколько товара влезает в фуру/контейнер;
  • особенности перевозки;
  • величину таможенных пошлин на товар;
  • как хранится товар на складе, особенности его хранения;
  • и так далее.

Презентационная подготовка. Продавец должен общаться на языке выгод клиента. Клиент должен понять, почему ему станет лучше, если он приобретет товар у него. 
Процессуально-документальная подготовка. Продавцу гораздо проще «влиться» в рабочий ритм предприятия, если его рабочий процесс алгоритмизирован. Это подразумевает, что продавец понимает, из каких этапов состоит его деятельность и какие документы сопровождают каждый этап. Следование подробному алгоритму избавит сотрудника от ненужной нервотрепки и «тушения пожаров», а компанию – от лишних затрат. 
Отчетность. Каждый сотрудник должен знать, как измеряются результат и эффективность его работы, а также как и перед кем он отчитывается. Если есть корпоративные нормы и стандарты по отчетности, то о них нужно уведомить заранее, ведь на предыдущем месте работы сотрудника форма отчетности могла быть совершенно другой. Очень полезно в качестве образца дать отчет одного из менеджеров по продажам, это существенно упростит написание первых отчетов. 

Минимальный уровень образования, принимаемых на учебу: основное общее и лица, имеющие квалификацию и опыт работы по родственной профессии.
Режим занятий: 4 час. в день; 
Вид выдаваемого документа: Свидетельство государственного образца.
Профессиональная характеристика.
Профессия: Продавец продовольственных товаров; Продавец непродовольственных товаров.
Квалификация:4 разряд
Продавец продовольственных товаров 4 разряда должен знать: 
1. Порядок приема товаров от поставщиков; 
2. Основные требования стандартов и технических условий к качеству товаров, таре и их маркировке;
3. Правила бракеража; принципы оформления оконных витрин; 
4. Порядок проведения инвентаризации и составления и оформления торговых отчетов, актов на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемосдаточных актов при недостаче материальных ценностей; 
5. Прогрессивные формы и методы обслуживания покупателей.

Продавец продовольственных товаров 4 разряда должен уметь:

1. Обслуживать покупателей; 
2. Получать товары со склада, определять их качества по органолептическим признакам; 
3. Составлять заявки на ремонт торгово-технологического оборудования; 
4. Составлять товарные отчеты, акты на брак, недостачу, пересортицу товаров и приемосдачные акты при передаче материальных ценностей.
5. Участвовать в проведении инвентаризации; 
6. Разрешать спорные вопросы с покупателями в отсутствие представителей администрации; 
7. Руководить работой продавцов более низкой квалификации.

Продавец непродовольственных товаров 4 разряда должен знать:

1. Ассортимент, характеристику, назначение товаров, способы пользования и ухода за ними;
2. Состояние моды текущего сезона; приемы и методы активного обслуживания различных контингентов покупателей с учетом их пола, возраста, уровня знаний о товаре и других особенностей; 
3. Основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров, и способы их распознания;
4. Основных поставщиков товаров и особенности ассортимента и качества их продукции; 
5. Основные принципы устройства торгово-технологического оборудования; 
6. Принципы оформления наприлавочных и внутримагазинных витрин;
7. Методы обобщения данных о спросе покупателей.

Продавец непродовольственных товаров 4 разряда должен уметь:

1. Обслуживать покупателей: консультировать их о назначении, свойствах, качестве, конструктивных особенностях товаров, правилах ухода за ними, ценах, состоянии моды текущего сезона;
2. Предлагать новые, взаимозаменяемые товары и товары сопутствующего ассортимента; 
3. Оформлять наприлавочные и внутримагазинные витрины и контролировать их составление; 
4. Участвовать в получении товаров, уведомлять администрацию о поступлении товаров, не соответствующих маркировке (накладной ведомости); 
5. Составлять и оформлять подарочные и праздничные наборы; 
6. Изучать спрос покупателей